Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений
В соответствии со Стратегией национальной безопасности России (утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400) одним из способов обеспечения страны и соблюдения конституционных прав граждан является легализация трудовых отношений.
Согласно статье 66 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений.
Нелегальная занятость приводит не только к отсутствию соблюдения трудовых прав и социальных гарантий работников, но и к недополучению доходов бюджетами регионального и муниципального уровней. Это, в свою очередь, приводит к проблеме дефицитности бюджетов, что не позволяет реализовывать все мероприятия по развитию различных сфер, в том числе социальной.
Поэтому одним из важных направлений деятельности в сфере трудовых отношений остается работа по легализация трудовых отношений и сокращению неформальной занятости.
Основные проявления неформальной занятости:
- отсутствие оформления трудовых отношений с работником в письменной форме;
- существование серых схем и расчетов в наличной форме при оплате труда;
- уклонение от уплаты страховых взносов;
- подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.
Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав.
Негативные последствия нелегальных трудовых отношений включают:
- Нарушение прав работников. Работники, занятые в нелегальной занятости, лишены социальных гарантий, таких как своевременная выплата заработной платы, оплачиваемый отпуск, больничные дни и другие льготы.
- Отсутствие защиты со стороны государства. Нелегально трудоустроенные работники не могут рассчитывать на защиту со стороны государственных органов в случае нарушения их прав.
- Снижение уровня жизни работников. Из-за отсутствия социальных гарантий и нестабильности работы работники в нелегальной занятости часто имеют низкий уровень дохода, что может привести к бедности и социальным проблемам.
- Ухудшение условий труда. В нелегальной занятости часто игнорируются нормы и правила охраны труда, что может привести к травмам и профессиональным заболеваниям.
- Сложности в получении пенсий и пособий. Нелегально трудоустроенные работники могут столкнуться с проблемами при получении пенсий, пособий и других социальных выплат в будущем.
Для работодателей выплата «серых» зарплат, не оформление надлежащим образом трудовых отношений с работниками грозит административной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительными штрафами. А также:
- Нелегальная занятость снижает общий уровень зарплат на рынке труда и ухудшает условия работы для официально трудоустроенных граждан.
- Участие в нелегальных трудовых отношениях может привести к ухудшению репутации компаний и снижению доверия со стороны клиентов и партнёров.
Преимущества официальных трудовых отношений или оформления государственной регистрации, в том числе самозанятости, помимо социальных гарантий заключаются в :
- Повышение репутации и доверия. Официальное трудоустройство и регистрация, включая самозанятость, способствуют формированию положительной репутации как у работодателей, так и у самозанятых в глазах клиентов и партнёров.
- Налоговые преимущества. Официально зарегистрированные самозанятые и трудоустроенные граждане могут оптимизировать свои налоговые обязательства в рамках законодательства, что способствует финансовой стабильности.
- Возможность участия в государственных программах поддержки. Официально зарегистрированные лица могут участвовать в различных государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса, а также других инициативах, направленных на улучшение социально-экономического положения граждан.
В Красноярском крае работа по снижению неформальной занятости активно проводится на территории каждого муниципального образования в рамках действующих межведомственных рабочих групп по следующим направлениям:
-
- Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений, представителей иных заинтересованных органов и организаций в целях реализации полномочий Рабочей группы;
- Осуществление мониторинга и анализа результатов работы по противодействию нелегальной занятости на территории муниципального образования;
- Проведение анализа письменных обращений граждан и юридических лиц, поступивших в органы местного самоуправления муниципального образования, содержащих информацию о фактах (признаках)нелегальной занятости.
Полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений – работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.
При нарушении трудовых прав Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае (телефон «горячей линии»: 8-913-836-05-00) или в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (телефоны «горячих линий» указаны в приведенном ниже файле «Контактная, справочная информация о работе по снижению неформальной занятости»).